Департамент образования Орловской области
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района
МБОУ " Ломовская СОШ"
OBR57.ru

Доступная среда

     Доступная среда

      В настоящее время в России насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны.

      Результаты социсследований показывают, что 60% граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата преодолевают барьеры при пользовании общественным транспортом, 48% - при совершении покупок. Две трети инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

     Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

   Одна из приоритетных задач государственной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

   Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной социализации в обществе.

     В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу "Доступная среда"на 2011-2015 гг.(Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы”)

       Задачи программы - повысить уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Необходимо устранить социальную разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся таковыми. Следует модернизировать госсистему медико-социальной экспертизы и обеспечить равный доступ инвалидов к реабилитационным услугам.

        В результате реализации программы должно увеличиться количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушений развития. Также ожидается увеличение количества автомобильного и городского наземного электрического общественного транспорта, оборудованного для перевозки названной категории граждан. Кроме того, рабочих мест для инвалидов должно стать больше. Ответственным исполнителем программы является Минздравсоцразвития России, соисполнителями - Минкультуры России, Минобрнауки России, Минрегион России, Минспорттуризм России и др.

         Что такое "инклюзивное образование"?

         Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

         Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

         Существует восемь принципов инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

       При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

       Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

              ДОСТУПНАЯ СРЕДА

 

В МБОУ "Ломовская СОШ"  "Паспорт доступности объекта"

Повышенное внимание, оказываемое государством проблемам людей с ограниченными возможностями в начале 21 века, неслучайно. К моменту начала разработки программы число инвалидов в РФ, особенно среди детей, сильно увеличилось: таковыми были официально признаны почти 9% россиян, причем около 30% из них были людьми трудоспособного возраста. Угрожающими темпами росло количество детей, которые инвалидами признавались уже с рождения.

Таким образом, огромный пласт населения фактически оказался исключенным из общественной жизни по причине различных барьеров — как физических, так и психологических, которые встают на пути у инвалидов, желающих активно участвовать в жизни общества. 

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

           ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ

И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ ссылка на документы

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

Модели раннего выявления детей с ОВЗ

Практики образование детей с ОВЗ

Ранняя помощь семьям детей с ОВЗ

Расчет нормативов на детей с ОВЗ

Реализация адаптированных образовательных программ

Реализация ФГОС с ОВЗ

Рекомендации по делам инвалидов

Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации

Разработка специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП)

Технологическая карта проектирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР.ООП НОО - АООП НОО обучающихся с ЗПР: соответствие разделов образовательных программ


ИНСТРУКТИРОВАНИЕ ПО ДОСТУПНОСТИ

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

Часть 1.

Часть 2.


ОБУЧЕНИЕ ПО ФГОС ОВЗ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ


ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 года.

    


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  ... скачать
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)... скачать

 

РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ перейти по ссылке

  В МБОУ " Ломовская СОШ" в 2022-2023 учебном году детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нет. 

Приказ Департамента Образования Орловской обл. №1096 от 16.10.2015г. "Об организации работы по введению ФГОС  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ) в образовательных организациях Орловской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы".

Приказ Департамента образования Орловской области №40 от 25 января 2016 г. "О деятельности по организации инклюзивного дошкольного  и общего образования и созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детьми-инвалидами".

 

Обучение детей с ОВЗ

Нормативно-правовая документация

  

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы

               

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ

АНКЕТА ОУ ОВЗ

ФГОС ОВЗПисьмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Департамента Образования Орловской области от 16.10.2015 N1096 "Об организации работы по введению ФГОС НОО с ОВЗ в ОО Орловской области"

Приказ Управления Образования администрации города Орла от 30.10.2015 N428 "Об организации работы по введению ФГОС НОО с ОВЗ в МОУ города Орла"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Ломовская средняя общеобразовательная школа»

Залегощенского района Орловской области.

Информация

по осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на получение образования.

Работа по реализации ФГОС  ОВЗ.

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Результат

Ответственные

1

Решение Совета школы о введении в школе ФГОС НОО ОВЗ

январь2022

протокол

Совет  школы

2

Издание приказов по Школе: «О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ НОО», «О создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК)»

январь2022

приказы

директор

3

Разработка и утверждение плана-графика методического сопровождения введения ФГОС НОО учащихся с ОВЗ

январь 2022

план - график

рабочая группа

4

Разработка АООП НОО учащихся с ОВЗ.

Разработка и утверждение программ внеурочной деятельности

январь – март 2020

программы

рабочая группа,

члены консилиума.

5

Корректировка локальных актов Учреждения в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ

январь - апрель

2022

локальные акты

администрация школы

6

Определение уровня готовности педагогов к реализации ФГОС НОО ОВЗ

II  квартал

2022

план - график

курсовой подготовки

администрация школы

7

Размещение на школьном сайте нормативно-правовой документации и рекомендаций по переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и УО

май 2022

нормативно - правовые документы

администрация школы

8.

Просветительская работа с педагогами и родителями в рамках подготовки к введению  ФГОС НОО  учащихся с ОВЗ

 

протокол педсовета, протокол родительского собрания

администрация школы

9.

Знакомство с  АООП НОО учащихся с ОВЗ  на заседании ШМО начальных классов.

 

программы

заместитель директора по УВР, руководитель МО

10.

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ОВЗ

апрель 2022

перечень учебников

заместитель директора по УВР, библиотекарь

 

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1598

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1599

Приказ Об организации работы по введению
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ) в образовательных
организациях Залегощенского района

 
 
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.